Важность завершения курса

Соблюдение предписаний врача — это залог эффективной антибиотикотерапии инфекций в амбулаторной практике. По данным как отечественных, так и зарубежных исследований, одной из наиболее значимых проблем при лечении амбулаторных пациентов является их нежелание или невозможность полностью выполнять назначения лечащего врача. В настоящее время изучению проблемы приверженности пациента лечению (комплаентность) уделяется большое внимание. Это обусловлено тем, что в амбулаторных условиях довольно сложно проконтролировать, выполняет ли пациент врачебные назначения и в какой степени он им следует. Необходимо отметить, что несоблюдение пациентом предписанного режима лечения может сопровождаться клинической неэффективностью терапии, переходом заболевания в хроническую форму, наряду с этим может потребоваться назначение более дорогостоящих препаратов, дополнительных консультаций врача или госпитализация в стационар. Также низкая комплаентность пациентов при приеме АБП может сопровождаться селекцией и распространением антибиотикоустойчивых штаммов бактерий [5, 11, 13].  

По данным зарубежных исследований в ряде стран (Китай, Япония, Иран), предписанный врачом режим приема АБП не соблюдают в полной мере более 50% пациентов, а наиболее высокая комплаентность (92,8%) была выявлена у пациентов в Италии. Результаты отечественного исследования с участием 1575 респондентов свидетельствуют о том, что в России более 50% пациентов не соблюдают режим приема АБП [14]. При этом, в многочисленных исследования было установлено, что эффективность антибиотикотерапии инфекций дыхательных путей в амбулаторной практике была существенно выше у пациентов, соблюдавших назначения врача, по сравнению с больными, не следовавшими врачебным рекомендациям. Таким образом, повышение комплаентности пациентов — это один из способов повышения эффективности антибиотикотерапии инфекций в амбулаторных условиях [5, 11, 13].  

Основными ошибками при приеме пациентами АБП являются:

  • отказ от приема АБП (отказ от покупки из-за дороговизны препарата; пациент считает АБП более вредным, нежели полезным; родственники или друзья советуют не принимать АБП);
  • задержка с началом антибиотикотерапии (пациенты считают, что заболевание разрешится без АБП);
  • пропуск приема препарата;
  • изменение кратности приема АБП (при необходимости принимать препарат 3-4 раза в день пациенты зачастую самостоятельно уменьшают кратность приема до 2 раз в сутки, что для них является более удобным);
  • самостоятельное изменение дозы препарата;
  • преждевременное прекращение лечения (пациенты отмечают выраженное улучшение в течение 1-2 дней приема АБП и считают, что дальше принимать АБП не необходимости; при сохранении субъективных симптомов заболевания в начале лечения пациент может посчитать препарат неэффективным и прекратить его прием; при развитии НЛР или плохой переносимости АБП пациенты склонны чаще прекращать прием препарата).

В ряде исследований было показано, что одним из наиболее значимых факторов, влияющих на комплаентность, является кратность приема АБП. Так, если препарат необходимо принимать 1 раз в сутки, то комплаентность составляет 80-84%, 2 раза в сутки — 70-75%, 3 раза — 52-59% и 4 раза — 39-42%. Необходимо отметить, что в одном из исследований с участием детей с инфекциями дыхательных путей было показано, что ни один из пациентов не выполнил полностью предписаний врача при приеме АБП 4 раза в день в течение 5 дней. Таким образом, назначая АБП, которые можно принимать 1 раз в сутки, врачи способствуют повышению комплаентности пациентов [11].

Помимо кратности приема, длительность назначения АБП влияет на комплаентность. Было показано, что короткие курсы АБП (3-5 дней) характеризуются более высокой комплаентностью. Также способствуют повышению комплаентности удобная форма приема препарата (особенно важно для АБП, применяемых в педиатрической практике), его хорошая переносимость и отсутствие НЛР [14].      

Необходимо подчеркнуть важную роль фармацевтических работников (провизоров и фармацевтов) в повышении комплаентности пациентов. За последние 40 лет роль фармацевтических работников изменилась: от приготовления и выдачи лекарственных средств до активного участия в лечении пациентов. В настоящее время основной целью деятельности фармацевтических работников становится повышение эффективности и безопасности лекарственной терапии конкретного больного. Также фармацевтические работники могут способствовать повышению комплаентности пациентов, помогая выбрать наиболее удобную для применения лекарственную форму препарата. Фармацевтические работники могут объяснять пациентам правила использования различных лекарственных форм препаратов, особенности взаимодействия данного лекарственного препарата с другими лекарственными средствами и пищевыми продуктами. Работники первого стола аптечных учреждений (провизор или фармацевт) могут информировать пациентов о времени суток, оптимальном для приема данного лекарства; о наиболее частых побочных эффектах и мерах по их предупреждению; об условиях хранения конкретного лекарства. Таким образом, фармацевтические работники способны повышать комплаентность пациентов в амбулаторных условиях [15].

OCEAN-SUMcons-INBLx-040215-xEL-500-030216